Сербы кричали: «Браво, Руссия!» Как наши десантники остановили солдат НАТО
В марте исполняется 23 года с начала бомбардировок войсками НАТО Белграда. Жители Сербии помнят, что на помощь им пришла тогда Россия. И сегодня, как бы ни давили на Белград, Сербия — единственная европейская страна, отказавшаяся вводить санкции против нашей страны.
Хорошо известен разворот самолёта Евгения Примакова над Атлантикой 24 марта 1999 г., тогдашний премьер России уже в воздухе узнал о ракетах, выпущенных НАТО по Белграду, и отменил визит в США. А спустя пару месяцев, в июне, случился и другой разворот над той же Атлантикой: теперь зам. госсекретаря США Строуба Толботта. Он возвращался из Москвы, когда узнал, что колонна российских военных движется в косовский город Приштина. Российская операция готовилась в строжайшей секретности и стала шоком для руководства НАТО. Толботт вернулся в Москву, требуя в высоких кабинетах остановить российскую колонну, но было поздно.
11–12 июня 1999 г. российские миротворцы совершили стремительный марш-бросок на 600 км и овладели аэродромом «Слатина» в косовской столице Приштине. В город десантники въехали ночью, но в Приштине никто не спал. Жители встречали русских солдат, как в 1944 г., когда наша армия освобождала Югославию от нацистов. Сербы забрасывали машины десантников цветами, люди вставали на колени и благодарили Бога, другие целовали броню русских машин. И все кричали: «Браво, Руссия!» Эти документальные кадры, снятые 12 июня 1999 г. в Приштине, и сегодня можно найти в интернете, а тогда их в прямом эфире транслировали западные телекомпании. И весь мир видел, как армия России пришла защитить беззащитных.
В 1999 г. в Госдуме провели парламентские слушания по преступлениям НАТО в Югославии. Сербы предоставили два тома документов, фотографии разрушенных зданий и убитых мирных жителей, их погибло более 2 тыс., среди них 400 детей, более 10 тыс. человек оказались серьёзно ранены. Это только официально задокументированные жертвы. Но никто, кроме России, не хотел видеть и слышать об этой чудовищной трагедии, разразившейся в центре Европы. Запад закрывал глаза на эти преступления...
...В аэропорту десантников встречала наша передовая спецгруппа, которой руководил генерал-полковник Юнус-Бек Евкуров (в то время майор ГРУ ГШ). Спецоперация, за которую Евкуров получил звезду Героя, до сих пор находится под грифом «секретно». В 2019 г., к 20-летию годовщины марш-броска, Юнус-Бек Евкуров в эксклюзивном интервью «АиФ» приоткрыл ряд деталей: «Нас было 38 человек. 18 из них — кадровые военные, остальные — гражданские лица, в том числе местные сербы, которые до этого нам помогали. Аэропорт мы заняли, вытеснив из него местную боснийскую бандгруппировку. Потери в группе были. Сам я был ранен легко. Были агентурные данные, что одновременно с российской колонной к аэропорту двигаются англичане. Они были уверены, что аэропорт уже у них в кармане. То, что колонна БТР с десантниками пройдёт незаметно из Боснии, „партнёрам“ даже в голову не приходило. Они поздно спохватились. Если бы спохватились раньше — англичане пришли бы первыми». Русские десантники опередили натовцев почти на 4 часа. За это время они организовали оборону объекта.
«Десантники знали, что задание опасное, — говорит Георгий Шпак. — На марш-бросок мы отбирали только добровольцев. Позже участники событий докладывали мне, как был встречен британский танк передового дозора. Он подъехал практически вплотную к нашему младшему сержанту. Вышел английский офицер и на ломаном русском сказал: „Это наша зона ответственности, убирайтесь!“ Наш солдат отвечал, что у него приказ никого не пропускать. Англичанин затребовал командира. Пришёл старший лейтенант Николай Яцыков, с которым я потом лично разговаривал. Яцыков заявил, что выполняет приказ своего командования. Англичанин пригрозил, что сейчас блокпост сомнут танками. Российский офицер скомандовал сержанту, у которого в руках был гранатомёт: „Прицел 7. Заряжай!“ Наш сержант присел на колено с гранатомётом. Тогда британский офицер покрутил пальцем у виска, залез в танк, и машина уехала».
Позже стало известно, что командующий KFOR (международные силы под руководством НАТО по поддержанию мира в Косове) английский генерал Майкл Джексон получил команду от командующего силами НАТО в Европе американского генерала Уэсли Кларка разгромить русских. В этом случае нашим 200 десантникам пришлось бы противостоять 10 тыс. натовских солдат, у которых были тяжёлое вооружение и поддержка авиации. Наши бойцы пришли туда либо победить, либо умереть. Генерал Джексон понимал, что русские не сдадутся, примут бой. И тогда он произнёс историческую фразу: «Я не хочу стать виновником начала третьей мировой войны».
https://aif.ru/society/history/serby_krichali_bravo_russiya_kak_nashi_desantniki_ostanovili_soldat_nato